Как получить диплом, не выходя из офиса... или что такое дистанционное обучение
"Здравствуйте. Я много лет работаю секретарем в сельской администрации и поняла, что моя работа меня не усраивает. Зарплата невысокая, да и скучно стало. Администрации требуется бухгалтер и предлагали мне попробовать. Но ведь это ответственная работа, образование требуется соответствующее. Слышала о дистанционном обучении. Посоветовали обратиться к Вам. Правда ли что при дистанционном обучении на сессии ездить не нужно? Мне бы это очень подошло, т.к. вырваться из дома на занятия - для меня это не реально," - пишет нам жительница Абинского района Краснодарского края. В этой статье мы подробно ответим на этот вопрос для всех, кого он интересует.
Что такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, обучение, которое не предусматривает посещение регулярных занятий и выездов на сессии. Этой формой обучения для получения образования пользуются люди по разным мотивам. Одни недовольны своей прежней работой, другие - потому что не хватает образования для карьерного роста, третьи хотят открыть собственное дело и хотят разбираться в тонкостях бухгалтерии, права или финансово-хозяйственной деятельности. Дистанционное образование отличается от обычного заочного тем, что студент может учиться, не выходя из офиса или дома, в любом месте, в любое время, выбирая для себя любой темп занятий. Зачастую для организации такого образовательного процесса используют интернет. Но в некоторых учебных заведениях предусмотрены и кейсовые технологии (конда студенту весь учебный материал высылается по почте на бумажных носителях) для студентов, у которых существуют проблемы с интернетом. Лекционный материал студент получает по всем дисциплинам, которые необходимо изучить. Кроме этого студент получает видео- и аудиокурсы, т.е. абсолютно все материалы для самостоятельного изучения. Обычно такие материалы разрабатываются очень тщательно, чтобы студенту потребовалось минимальное количество консультаций. Консультации студент может получить так же через интернет или, при наличии, у куратора или методиста по месту жительства.
Если вуз находится недалеко от постоянного места жительства студента, то консультации он может получить непосредственно в вузе в выходные дни, вечернее или другое удобное время. Здесь же можно работать самостоятельно в классе дистанционного обучения, если нет собственного компьютера. Хотя в настоящее время - это большая редкость. Практическая подготовка дается на он-лайн семинарах или тренингах, которые проводят специалисты налоговой инспекции, ведущие специалисты крупных компаний -юристы, экономисты, психологи.
При дистанционном обучении нет выездов на сессии. Контрольные задания распределяются равномерно в течение учебного года, в зависимости от количества часов, предусмотренных для изучения предмета. Дипломные и курсовые работы защищаются также в режиме он-лайн. Учебный план студент получает сразу на весь учебный год и самостоятельно регулирует интенсивность своих загятий. Диплом студент получает государственного образца.
Таким образом, обучаясь в вузе, можно заранее "подстелить соломку" и, скажем, получить сразу два высших образования: одно - для души, другое - практическое. Например, инженер-механик может получить вторую специальность менеджера, а программист - вторую - экономиста. Правда, если студент обучается на бюджете, то второе образование он получит платно - это по закону. И студенческих привелегий в этом случае не положено. Зато вторая профессия дается быстрее: скорости прибавляет перезачет дисциплин естественно-научного и гуманитарного цикла дисциплин, которые изучаются по первой специальности. Диплом выдадут тоже с гербовой печатью.
Согласно нормативных актов, регламентирующих дистанционное обучение в России, дистанционное образование зародилось тогда, когда в стране сформировалась огромная потребность в кадровом, педагогическом персонале, экономистах и юристах. Постепенно готовить дистанционно начали и инженерно-технических работников в сфере строительства, связи, энергетики и др.
Организация образовательного процесса постоянно совершенствуется. Если в первые годы эта технология была представлена, в основном, корреспондентским обучением (т.е. по почте), то сегодня основной средой для применения различных инструментов листанционного образования является интернет. Поэтому сегодня совершенно не важно, насколько институт или техникум удален от студента.
Геонезависимость - это основная особенность и главное преимущество обучения через интернет. Каждый человек может выбрать любое учебное заведение, интересующее его, совершенно не заботясь о том, в каком городе оно расположено.
Второй особенностью дистанционного образоваия является гибкость: студенты не посещают семинары, лекции, сессии, что является очень удобным фактором для тех людей, которые по каким-либо причинам не могут себе позволить покинуть дом, работу, семью.
В основу программ ДО заложен модульный принцип. Это значит, что каждая учебная дисциплина выдается студенту в виде модуля, который дает целостное представление о предмете. Из таких курсов- модулей составляется вся учебная программа. Студент изучает каждую дисциплину от начала до конца, проходит тестирование или другой вид контроля в одном семестре. Только после окончания изучения одного модуля, он переходит к следующему.
ДО характеризуются высокой экономичностью. Дистанционное обучение на 50% обходится дешевле традиционного.
Новая роль преподавателя при дистанционном обучении определяется исходя их особенностей организации образовательного процесса: координирование, консультирование, корректировка учебного процесса.
Представляется информация для обучаемых в виде печатных носителей, электронных учебников, электронных баз данных, аудио- и видеокассет, телекоммуникационной связи.
В качестве обучающих средств используются кейсы (лекционные материалы), компьютеры, телевизоры, телефоны и др.средства связи, мультимедийная техника.
В последние годы дистанционные вузы широко используют порталы электронного обучения - это специальная информационная платформа, оснащенная всеми необходимыми средствами и информацией для организации образовательного процесса. Каждый студент после зачисления получает персональный допуск в это образовательное пространство и обучается, следуя рекомендациям преподавателя.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что организация обучения дистанционно с каждым днем все более и более актуальна и доступна широким слоям населения.