Оставить заявку на поступление
Региональный центр поддержки учебных заведений дистанционного обучения
Наши телефоны:
8 (928) 370-68-04
РФЭИ, РФЭТ, ТЭП в социальных сетях:

Кто есть кто в образовании     

Журнал "Кто есть кто в образовании и науке"

Интервью проректора РФЭИ

 

Заказ на специалиста №4(4), 2009 год

Татьяна Тебенихина

Региональный финансово-экономический институт — вуз нового типа. Имея государственную аккредитацию, учебное заведение держит курс на развитие системы образования, способной подготовить востребованного на рынке труда специалиста. Проректор института по информационным технологиям Станислав Евгеньевич Лахтин считает, что со студенческой скамьи молодой человек должен уметь выстраивать собственный бизнес.

Соответствие формы и содержания

— Станислав Евгеньевич, как современному высшему образованию поднять уровень подготовки специалиста?

— Вначале надо разделить два понятия: образование и обучение. Это не одно и то же. Считаю, что образование — процесс, в результате которого качественно изменяется человеческий «материал» и завершается становление специалиста. Целью образования не может быть процесс как таковой. Обязателен результат: специалист с первых шагов должен быть конкурентоспособен на рынке труда и востребован работодателем. Иными словами, образовательный процесс необходимо подключать к бизнесу. Заказчиками специалиста должны стать коммерческие компании, а государство следует освободить от бремени содержания высшей школы.

— Ваши высказывания носят революционный характер. Оправдан ли такой подход даже гипотетически? Ведь образование является важнейшим компонентом государственной жизни.

— Кризис ярко продемонстрировал ущербность иждивенческих подходов. Как только коммерческие структуры стали пользоваться благами государственной поддержки в виде субсидий, это всем понравилось. То же самое с образованием: государство оплачивает не всегда эффективный процесс обучения. В результате дипломы получают специалисты, не востребованные рынком. Нередко для того, чтобы приобрести реально необходимые навыки, им приходится в дальнейшем доучиваться или даже переучиваться на курсах. Цель образования — подготовка настоящего специалиста, образно говоря, заточенного, как инструмент, на выполнение определённых действий. Бизнес мечтает получить именно таких профессионалов. Что же мы наблюдаем сегодня? Размывается понятие сертифицированных специалистов. Всем известен громкий бренд MBA. Но не все в курсе, что сейчас на рынке труда не востребованы 7 тыс. человек, имеющих этот документ. Думаю, современные образовательные реформы направлены на изменение формы, что не влечёт за собою качественных перемен в содержании.

— Судя по тому, что вы так остро ставите эти вопросы, ваш институт идёт по иному пути? Хотя общеизвестен факт, что наивысший рейтинг у государственной высшей школы, и это не случайно.

— Полагаю, сейчас неправомерно совмещаются понятия качественного и государственного образования. Практика показывает, что это далеко не так. В идеале, выпускник вуза должен чётко представлять, чем он намерен заниматься и как достичь эффективности в профессиональной деятельности. Есть ряд образовательных технологий, позволяющих это делать. Мы интенсивно разрабатываем подобное направление: учим студентов формировать собственное портфолио, которое не стыдно предъявить потенциальному работодателю. Если выпускник приходит с конкретным предложением, касающимся снижений издержек, увеличения прибыли, повышения качества, то руководитель бизнеса обязательно заинтересуется. Если ни одна из перечисленных позиций не выдвигается, то интерес к молодому специалисту со стороны работодателя, увы, ослабевает.

Лекции упраздняются

— С этим не поспоришь. Однако не голословны ли ваши высказывания?

— В таком случае перейду к конкретике. Расскажу, как мы обучаем наших студентов. Прежде всего, программное обеспечение института эксклюзивно и уникально по многим характеристикам. Сейчас оно распространяется на рынке в виде готового продукта — сервиса, который может быть полезен многим вузам. Сервис представляет собой как единую систему управления пользовательскими данными, так и способ доставки образовательного контента, включающего также финансовые взаимоотношения со студентами. Программный продукт настраивается под конкретного заказчика — коммерческую структуру или государственное учреждение. Нет жёсткой привязки к академическому процессу. Это показательно, потому что когда внедряются академические системы, то возникает вопрос, что такое лекция? Если образование электронное, то и расписание имеет совершенно другой смысл. В идеале, постоянных лекций быть не должно. Лекция — это своего рода бенефис преподавателя, во время которого происходит обмен мнениями, до студентов доводится эксклюзивная информация, не вошедшая в официальный курс.

— Значит ли это, что уровень виртуализации в образовательном процессе вашего института максимален?

— Да, мы реализуем этот принцип. На нашем портале дистанционно обучается большое количество студентов, которые имеют возможность познакомиться со своим личным учебным планом, получить билеты на сдачу экзаменов. Благодаря такой системе доступны все учебные материалы: электронные тесты и учебники, возможна любая допечатная подготовка. Хотя решён не весь объём вопросов, но алгоритм действий уже намечен. В идеале, вуз не должен зависеть от расписания. Мы стараемся следовать разработанной нами идеальной схеме: преподаватель направляет работу студентов, используя самые разнообразные формы: online-конференции, видеоконференции, митинги. Система, которая непосредственно руководит обучением, построена таким образом, что каждый пользователь имеет свои характеристики, которые описывают его положение (студент — преподаватель — декан — ректор). В рамках нашей системы, в отличие от остальных, можно задать предметную область поиска (вуз, коммерческая организация). Бизнес часто сталкивается с таким же подходом: им нужно повышать квалификацию сотрудников, доводить приказы, распоряжения. Все наши образовательные программы подходят для этой цели.

— Значит, во главу угла вы ставите подготовку полноценных электронных курсов, которые позволяют перевести образование в форму дистанционного?

— Совершенно верно. Возникает новый рынок, который пока не виден. Вузы могут обмениваться, в том числе и на коммерческой основе, эксклюзивными электронными курсами. Сразу решается много вопросов. В том числе связанных с загруженностью преподавателей, которые сосредоточены на создании нового контента. Виртуализация образования уже началась. Курсы можно и должно разрабатывать на заказ. В этом случае легко провести аудит и оценить качество образования. Вуз получает прекрасную возможность реально улучшать уровень своих курсов.

— Иными словами, вы заявляете, что появляются дополнительные механизмы улучшения образования?

— Это неизбежное следствие процесса. Расширю характеристику цифрового курса. Часть его представляет собою электронный тест, исключающий списывание. Банк вопросов может состоять из 20 тысяч, а пользователь получает всего 12. Процедурный процесс сдачи экзаменов значительно упрощается. Иными словами, в цифровом образовании больше объективности и содержится мощнейшая антикоррупционная составляющая. В случае подачи апелляции суть конфликта легко рассмотреть.

Вуз — часть бизнеса

— Всё, о чём мы рассуждаем, уже работает в вашем институте?

— За последние два года мы опробовали эту систему на практике. В этом году ею охвачены уже все студенты. Некоторые вузы стремятся объять необъятное, увеличивая количество студентов и число факультетов. Не всегда количество переходит в качество. Дистанционные технологии позволяют расширить присутствие вуза в области собственной компетенции. То есть возникает компетентностный подход, который объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса, когда каждый занимается тем, что хорошо знает. Технология совершенствования образовательных услуг должна приводить к тому, что вуз должен становиться частью бизнеса. Компании получают возможность «заказывать» специалиста, посылать сотрудников на обучение и сертифицировать их по тестам или учебным курсам, которые разработаны вузом. Рынок заявляет, что ему нужно, а вуз принимает заказ. Сейчас образовательное учреждение стоит в стороне от объективных потребностей рынка.

— Реформирование системы образования — процесс сложный, к нему надо подходить очень осторожно и взвешенно.

— Новации такого масштаба возможны только при наличии большой административной воли. Мы являемся институтом нового типа, который имеет статус негосударственного высшего учебного учреждения. Ещё раз повторю и усилю звучавший в нашей беседе тезис: лакмусовая бумажка значимости вуза — востребованность его выпускников на рынке труда. Приведу пример компетентностного подхода. В одном из отделений нашего института мы проводим эксперименты по созданию студенческих бизнесинкубаторов. Это серьёзное направление в учебном процессе. Мы считаем, что единственным мерилом нашей правоты является то, что студент в процессе обучения уже готов к открытию собственного бизнеса. Направления бизнеса могут быть самыми разными: телекоммуникации, волоконно-оптические линии связи. На базе вуза сформированы отделы, занимающиеся выполнением заказов на сварочные работы в области оптических линий связи. Уже сейчас это востребованная на рынке организация, которая выполняла и выполняет большое количество различных задач. В частности, мы участвовали в построении сети передачи данных Управления делами Президента России на курортах Красная Поляна и Ривьера.

 Переход «на цифру» требует мощной технической поддержки. Она у вас есть?

— Мы обладаем десятками километров оптово-волоконных и медных сетей, проложенных в Курске, и самым мощным среди вузов в Черноземье центром обработки данных. Обладаем огромными возможностями в целом спектре информационных технологий. В частности, мы один их немногих вузов в стране, который может рассказать, как на самом деле выстраиваются действительно мощные информационные системы. Заказчики хорошо знают нас как надёжных операторов на рынке связи. Всё перечисленное — бизнес студентов. Помимо этого, развито производство в сфере типографии и полиграфии — допечатная и печатная подготовка материалов. Мы занимаемся брендингом, маркетингом, созданием программных продуктов. Студенты работают активно, выполняя заказы по созданию сайтов. Также занимаемся отраслями, связанными с обработкой информации. Мы формируем «новую волну», которая характеризуется современным отношением к бизнесу. Наши преподаватели зарабатывают именно на продаже контента внутри института. Существует специальный маркетинговый отдел, который покупает материалы, разрабатываемые преподавателями. Из этого складываются их доходы. А доход преподавателя зависит напрямую от того, что он создаёт новый программный и информационный продукт. Думаю, не так много вузов, которые подходят к качеству своего учебного материала как к бизнесу. Довольны все: заказчики, исполнители (преподаватель занимается хорошо оплачиваемой творческой работой), студенты, подрабатывающие в маркетинге.

Кроме того, институт использует, пожалуй, самую мощную на рынке систему e-Learning. Система называется lete e-Learning Suite (сайт разработчика http://dev.whiteants.net, портал института http://elearning.rfei.ru). Это сейчас фундамент наших инноваций в области концепции Электронный вуз. Здесь собраны все наши самые передовые идеи и технологии. И виртуальные классные комнаты, электронные курсы, реализация Болонского процесса в обучении, совмещение всех форм обучения. Всё обрабатывается вместе: и проверка рукописных и машинопечатных форм, и очные занятия, и электронное обучение.

— Существует ли у вас проблема с набором студентов?

— Мы воспитываем своих студентов бережно, начиная буквально со школьной скамьи. Процесс очень длительный, он схож с выращиванием урожая. Это, полагаю, единственно возможный вариант формирования сплочённой команды единомышленников.

— Как вы оцениваете перспективы развития вашего вуза?

— Наш вуз вышел на верную дорогу, по которой сделаны только первые шаги. Основа программы — компетентностный подход, ориентированное на портфолио обучение. Опыт показывает, что сберегающее обучение экономит силы, средства, деньги студентов, увеличивая результат. Мы осваиваем направления, которые являются символом будущего. Это нелегко, ведь мы двигаемся самостоятельно, не получая ускорения извне. Но зато и достигнутые результаты неоспоримы. Время покажет, правы ли мы. Критерием станет экономика — наука точная, не подверженная компромиссам.

Подробнее можно узнать на сайте
http://dev.whiteants.net

 

Путь к обеспеченной жизни лежит через знания!
Будь на высоте!

Данный ресурс создан в целях региональной информационно-сервисной поддержки учебных заведений дистанционного обучения. Дизайн, графические материалы, информационное наполнение сайта: РИА "Бизнес-образование", ИП Токарь Л.А. ИНН 263000107722, ОГРНИП 304264911100216