Оставить заявку на поступление
Региональный центр поддержки учебных заведений дистанционного обучения
8 (800) 550-14-03 звонок бесплатный
8 (928) 353-89-48, 8 (928) 370-68-04
РФЭИ, РФЭТ, ТЭП в социальных сетях:

 

Ты никогда не будешь знать достаточно,

 если не будешь знать больше, чем достаточно!

У. Блей

 

Схема Аксенова и четыре уровня бухгалтерского учета

 

В настоящее время в России можно выделить четыре уров­ня подготовки бухгалтеров:

1-й уровень, к сожалению, до сих пор встречается довольно часто. На нем находятся те бухгалтеры, которые научились более или менее сносно вести бухучет и сдавать отчеты в налоговую инспекцию. Этот уровень можно назвать БОРЦОВСКИМ, потому что, находясь на нем, бухгалтер, директор, а вместе с ними и все предприятие ведут постоянную и нескончаемую борьбу с врагом под названием бухучет, в лице налоговой инспекции или налого­вой полиции. Вся жизнь - борьба! - вот главная составляющая этого уровня.

2-й уровень встречается реже. Человек, поднявшийся на него, умеет вести бухучет так, что ни одна налоговая инспекция не может предъявить ему ни одного серьезного замечания и тем более не может выставить штраф. Этот уровень можно назвать УРОВНЕМ БЕЗОПАСНОСТИ, потому что здесь бухучет, а с ним и налоговые органы перестают представлять опасность для пред­приятия, его директора и бухгалтера.

Приняв к себе на работу бухгалтера 2-го уровня, предприя­тие может перевести дух от всякого рода битв и сражений, но не решает всех своих проблем. Остается еще масса других трудно­стей: на одних предприятиях процветает воровство, на других – пьянство, на третьих – слишком маленький уровень доходов, на четвертых - склады забиты готовой продукцией, и предприятие никак не может ее продать.

Все эти проблемы с успехом разрешает бухгалтерский учет 3-го уровня, который можно назвать УРОВНЕМ ПОМОЩНИКА. В чем его принципиальное отличие от второго уровня?

На втором уровне бухгалтер фиксирует результаты и не бо­лее того. Например, на каком-то предприятии за месяц было похи­щено материальных ценностей на пять миллионов рублей. Если бухгалтер находится на втором уровне, то это хищение не пройдет незамеченным, и он доложит руководителю об этом безобразии. Но если бухгалтер находится на третьем уровне подготовки, то он не просто доложит руководителю об этом безобразии, он изменит бухгалтерский учет таким образом, что перекроет все возможно­сти расхитителям имущества и не допустит дальнейшего разворо­вывания ценностей.

Другими словами, бухгалтерский учет на третьем уровне превращается из системы, наблюдающей за происходящими собы­тиями, в систему, управляющую событиями. Он становится помощ­ником руководителя предприятия. Он становится другом предприя­тия.

4-й уровень мы называем СИНЕРГЕТИЧЕСКИМ УРОВНЕМ. В чем его отличие от первых трех уровней?

Чтобы ответить на это вопрос, давайте сравним бухучет с медициной, а бухгалтера - со специалистом, который должен сле­дить за здоровьем предприятия.

Что делает врач? Прежде всего, он каким-то образом обсле­дует пациента, а затем его лечит.

Бухгалтер, находящийся на первом уровне, - это человек, ко­торый научился включать рентгеновский аппарат, ставить перед ним свое предприятие и делать рентгеновские снимки под назва­нием БУХГАЛТЕРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.

Однако рентгеновские снимки у него не всегда выходят каче­ственными, поэтому он сам не может в них разобраться и постоян­но борется с налоговой инспекцией, читающей эти снимки.

Бухгалтер, находящийся на втором уровне, умеет безошибочно заполнять все бухгалтерские документы и сдавать их в нало­говую инспекцию. По нашей аналогии с медицинским кабинетом, он является техником, умеющим делать прекрасные рентгеновские снимки, но не более того. Проблема в том, что техник, обслужива­ющий рентгеновский аппарат - это все-таки не врач, и по своему прекрасному снимку он не может понять, какая болезнь приключи­лась с его предприятием и в чем причина этой болезни. Он не мо­жет поставить диагноз и не знает, чем вылечить больное предприя­тие.

Бухгалтер третьего уровня - это уже врач, который умеет делать баланс, читает его и определяет болезни предприятия. Бо­лее того, он умеет включать другую аппаратуру, находящуюся в медицинском кабинете, под на­званием «бухучет», и с помощью этой аппарату­ры он может «лечить» больное предприятие. Бо­лезней у предприятия много, поэтому и спосо­бов лечения бухгалтер должен знать как можно больше.

Бухгалтер четвертого уровня - это не врач, это генетик. Бухгалтер четвертого уровня знает следующие вещи:

  • предприятие - это живой организм;
    • живые организмы рождаются от слияния двух клеток (муж­ской и женской);
    • живые организмы рождаются, растут, взрослеют, мужают и умирают;
    • человеческий ребенок начинает ходить через девять месяцев, а жеребенок - через несколько минут. Попугай живет триста лет, а кошка - десять. Слон имеет одни размеры, а муравей -другие. Почему? Потому что на генном уровне в них заложе­ны разные программы. Можно изменить эти программы? Можно. Можно заставить предприятие расти быстрее? Мож­но. Можно увеличить размеры предприятия? Можно. Если зна­ешь генную инженерию.

Четвертый уровень бухгалтерского учета — это и есть уро­вень генной инженерии для предприятия.

До какого уровня Вы хотели бы подняться? Какой уровень вас устраивает сегодня больше всего? Сколько лет вы готовы на­стойчиво вгрызаться в гранит бухгалтерского учета - полгода, один год, два, три? Это как раз те вопросы, над которыми вам предстоит задуматься. При этом вы должны помнить, что чело­век, освоивший все четыре уровня и научившийся конструиро­вать бухгалтерский учет, а на его базе - новые рабочие места или свой собственный бизнес, приобретает вторую специальность -УМЕНИЕ БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Мы считаем, что только этот путь в рыночной экономике позволяет решить для многих молодых людей проблему безрабо­тицы и своего трудоустройства.

 К Вашему успеху Вы можете прийти только самостоятельно, при нашей помощи и поддержке. Все наши задания и все наши рекомендации надо будет выполнять, преодолевая собственную лень, беспомощ­ность, нежелание принимать самостоятельное решение, неу­веренность в своих силах, борясь с самим собой и заставляя себя родиться заново.

Из лекции РФЭИ

«Начала бухгалтерского учета»

Обучение бухгалтерскому учету в институте осуществляется по уникальной методике, позволяющей не только успешно изучить его четыре уровня, но и применять в реальной жизни.

«Если бы наше учебное заведение не ставило перед собой за­дачу научить вас конструировать бухгалтерский учет под нужды конкретного предприятия, то, возможно, мы бы учили вас тому же, чему учат студентов во всех остальных учебных заведениях России, и в этом случае мы бы тоже не стали использовать счет как постоянно работающую вещь.

Но так как общепринятые методики обучения бухучету не могут помочь в этом вопросе, мы вынуждены были снова возро­дить бухгалтерский счет и заставить его считать стоимость акти­вов и пассивов ежедневно и ежечасно» (С.Л.Аксенов,  ректор РФЭИ).

В 1991-м году Сергей Леонидович Аксенов изобрел схему, которая представляла собой объединенные на одном листе счета предприятия, соединенные между собой трубками для корреспонденций. Эта схема позднее была названа в честь автора - схема Аксенова.

Именно с помощью нее  С.Л. Аксенов пытался решить одну финансо­вую проблему в разваленной строительной организации. Работа с этой схемой показала, что она позволяет решать множество раз­нообразных задач. Годы работы со схемой подтвердили, что ее возможности просто неисчерпаемы.

Сейчас  схема Аксенова используется не только в бухучете, но и в менеджменте, маркетинге и в некоторых других дисциплинах, изучаемых в РФЭИ.

К настоящему времени уже несколько тысяч бухгалтерий самых разных предприятий России и ближнего зарубежья ис­пользуют эту схему для ведения своего бухгалтерского учета. Та­кое широкое использование схемы привело к тому, что за ней проч­но закрепилось название схема Аксенова.

Эта схема очень сильно помогает в работе. Дело в том, что на схеме видно ВСЕ движение стоимости: от ее возникновения в бухгалтерском учете предприятия до выбытия. Именно в этом и есть особенность схемы.

 

 

Путь к обеспеченной жизни лежит через знания!
Будь на высоте!

Данный ресурс создан в целях региональной информационно-сервисной поддержки учебных заведений дистанционного обучения. Дизайн, графические материалы, информационное наполнение сайта: РИА "Бизнес-образование", ИП Токарь Л.А. ИНН 263000107722, ОГРНИП 304264911100216